Умение создавать мысленно картинку — зрительный образ — важно в процессе обучения. Этот навык помогает лучше и быстрее запоминать конкретный и абстрактный материал. Хорошая зрительная память поможет школьнику справляться со сложными задачами и надолго запоминать выученный предмет, поэтому тренировку зрительной памяти лучше всего проводить с наглядным материалом и элементами игры. Каждое упражнение неплохо снабдить коротким рассказом или предысторией.
Зрительная память: как проверить?
Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо выявить, насколько сложно ребенку запоминать картинки. Для этого перед ним стоит разложить 10 изображений предметов, разных по форме, цвету и предназначению. На протяжении 30 секунд ребенок рассматривает их, старается запомнить. Потом картинки переворачиваются, а ребенок по памяти рассказывает, какие объекты он запомнил.
Если удалось назвать менее 5 предметов, то необходимо уделить внимание тренировке зрительной памяти. Но и детям, которые показали довольно высокий результат, также не помешает время от времени выполнять упражнения.
ВАЖНО!
Перед тем, как ребенок приступит к заданиям, стоит объяснить, что его задача — запоминать рисунок, предметы, которые ему будут показаны. А после того, как он закроет глаза, нужно представить образ увиденного.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Упражнение 1. «Археолог»
Археолог — это человек, который ведет раскопки и ищет древние вещи и их части. Ему необходимо хорошо запомнить узор на осколке старой чаши, чтобы потом воссоединить ее с другими частями. Помоги археологу!
Последовательность действий:
* Из счетных палочек и пуговиц выложить орнамент.
* Попросить ребенка посмотреть на него 15 секунд.
* Ребенок воспроизводит орнамент без подглядывания на оригинал.
Уровень сложности можно повышать, подключая пуговицы разных размеров и палочки разных цветов.
Упражнение 2. «Цветная путаница»
Жители далекой страны «Разноцветка» не знают о правиле размещения цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Поэтому им постоянно необходимо запоминать новое размещение цветов. Помоги жителям!
Последовательность действий:
* В ряд выложить однотонные яркие карты.
* Ребенок пытается запомнить линейку 10-15 секунд.
* Устно воссоздает цветной ряд.
Для начала следует использовать 5-6 разных цветов (синий, желтый, крас-ный, черный, зеленый, белый). Постепенно подключаются оттенки (розовый, голубой, оранжевый), увеличивается количество карт.
Упражнение 3. «Геометрический сад»
В стране «Великая Математика» существует не простой, а геометрический сад. В нем растут деревья, которые состоят только из фигур: квадратов, треугольников, ромбов, кругов, прямоугольников. Посмотри на чудесные растения!
Последовательность действий:
* Ребенок получает карточку с изображением трех деревьев. Каждое изображено условно с использованием геометрических фигур.
* 15 секунд отводится на запоминание объектов.
* Ребенок рисует дерево, которое находилось посредине.
* Ребенок и взрослый сравнивают получившуюся картинку с оригиналом.
Задание занимает всего несколько минут и может использоваться на уроке математики в младших классах. Это хороший способ повторить или систематизировать знания о фигурах, немного отвлечься, потренировать зрительную память.
Упражнение 4. «Фотографируй… глазами!»
Каждый из нас умеет пользоваться фото- и видеокамерой. Но если под рукой нет изображения необходимого места, человека или объекта? Тогда придется подробно рассказать о нем, используя только свою память. Давайте потренируемся.
Последовательность действий:
* Ребенку дается изображение комнаты, открытой местности, сказочного объекта. Оно должно содержать крупные и мелкие детали, которые отличаются цветом, местом расположения, количеством.
* Ребенок рассматривает картинку полминуты, стараясь запомнить максимум деталей.
* Картинка прячется, а ребенку задаются различные вопросы: «Сколько было…?», «Где находилась…?», «Какой самый большой предмет?», «Что было возле…?» и т. д.
Упражнение можно гармонично вплести в полотно урока, посвященному географическим объектам, изучению сказки.
Упражнение 5. «Звездопад»
Кажется, что дарящие свет миллиарды звезд на небе совершенно одинаковые. Но, на самом деле, каждая из них особенная. Запомни свою звезду и твоя меч-та сбудется!
Последовательность действий:
* Изображения 6 звезд выполняются на одном листе бумаги. Они должны быть похожи между собой, но отличаться деталями. Например, внутри первой — сердечко, а по краям завитушки; вторая имеет острые края и квадраты внутри и т.д.
* Ребенок внимательно смотрит на звезды в течение 10 секунд.
* После этого рисунок закрывается. Ребенок получает одну звезду, и его задание — сказать, где она должна быть размещена.
Упражнение можно облегчить: попросить ребенка найти такую же звезду, глядя на изображение всех объектов.
Упражнение 6. «Собери конструкцию»
Попробуй построить такой же объект!
Последовательность действий:
* Из различных фигур собирается конструкция. Это может быть большой круг с двумя прямоугольниками внутри, четырьмя овалами снаружи и небольшой надписью посредине.
* Ребенок изучает «строение» 30-40 секунд.
* Затем конструкция закрывается или разбирается.
* Ребенок самостоятельно воссоздает увиденное.
* Обсуждаются ошибки.
Можно усложнять упражнение, используя объемные предметы (кубики, конусы), цифры, знаки.
На уроках иностранного языка
Тренировка зрительной памяти особенно важна для младших школьников. Но и в средней школе применяются соответствующие упражнения. Актуальны они на уроках иностранного языка. Детям всегда чаще запомнить произношение и научиться говорить иностранное слово, чем писать его.
Во время введения лексического материала наиболее сложные единицы необходимо записать на доске и дать ученикам несколько секунд на их запоминание. Далее класс «засыпает», а учитель стирает одно слово. Задача — назвать, что исчезло.
Тренируем зрительную память: аудитория
Учителям не стоит отказываться от внедрения подобных упражнений в классный урок. Есть задания, которые выполняются индивидуально в тетрадях, несколько учеников могут работать возле доски (если требуется нарисовать увиденное). Для группы детей следует подготовить большого размера изображения и поместить его на доске или же сделать раздаточный материал. При любой возможности стоит включать в работу на уроке задания на тренировку различных видов памяти, в т.ч. и зрительной, и слуховой.
Ещё больше интересного смотрите здесь